English version   
официальный сайт
Дневник 10-го Международного конгресса по айкидо


 Елена Павленко (1й дан айкидо Айкикай)и Кристиан Тисье (7й дан айкидо Айкикай) (5-13 октября, 2008 года, г.Танабе, Япония) Я никогда не попала бы в г.Танабе, если бы не семинар по айкидо, а точнее 10-й Международный Конгресс по Айкидо (МКА) и не К.Тисье, который должен был вести одну тренировку в рамках МКА. Конгресс включал в себя не только тренировки по айкидо, которые должны были проводить как японские, так и иностранные сенсеи. В рамках конгресса главы делегаций-участников должны были обсудить как преподавать айкидо в современном мире в меняющихся условиях, где вертикальные отношения сенсей-ученик уже не работают. Одновременно к проведению Конгресса была приурочена 40-я годовщина со дня смерти Морихея Уесибы (1883-1969). Город Танабе, в котором проходил конгресс, небольшой курортный городок, расположенный на юге полуострова Кии в префектуре Вакаяма на острове Хонсю. Для участия в Конгрессе сюда приехали представители со всех уголков мира. Европа была представлена следующими странами: Португалия, Испания, Франция, Германия, Монако, Италия, Нидерланды, Германия, Словения, Норвегия, Швеция, Швейцария, Болгария, Польша, Чехия, Россия, Великобритания, Бельгия. Азия — Сингапур, Япония, Малайзия, Индонезия, Турция, Филиппины, Гонконг, Тайвань, Израиль, Тайланд. Северная и Южная Америки — Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили. Африка — Египет и ЮАР. Для участия в 10-м МКА также прибыли представители Австралии, Новой Зеландии и Таити. Всего было около 1500 участников из 49 стран. С некоторыми представителями перечисленных стран мне удалось потренироваться, со многими пообщаться, а кого-то я видела только издалека на тренировках или показательных выступлениях. По случаю конгресса его организаторы забронировали несколько отелей в городе, но даже их едва хватило, чтобы разместить всех участников. Поэтому значительную часть участников, в т.ч. и меня разместили в спортивном центре «Нанки». Сами же тренировки должны были проходить в центре «Танабе Таиику».

1 ДЕНЬ


Все участники не зависимо от того, где они остановились, должны были приехать вначале в спортивный центр «Нанки» для регистрации. Там им выдали подробнейшие проспекты, касающиеся 10-МКА, вплоть до графика автобусов, а также разного рода «инструкции для жизни». Было привлечено немало волонтеров, которые дежурили повсюду, куда могли пойти участники. Арендовано 17 автобусов с водителями в белых перчатках, белых рубашках и фуражках. По приезду на место, где непосредственно проходили тренировки, автобусы встречали организаторы Конгресса, одетые в куртки с эмблемой 10-го МКА. На входе раздавали пакеты для обуви, поскольку, чтобы зайти в абсолютно любое помещение, в Японии нужно снимать обувь и оставлять ее за порогом. В самом же здании при входе в зал с двух сторон стояли 2 человека, которые приветствовали и кланялись каждому входящему в зал. Когда заканчивалась тренировка, один из организаторов и переводчик каждый раз объявляли номера автобусов и пункты назначения: та или иная гостиница, станция Кии-Танабе, спортивный центр «Нанки».

2 ДЕНЬ


Собственно тренировки начинались со второго дня, а точнее со второй половины дня. А первая половина была посвящена 40-летней годовщине смерти М.Уесибы. К 9.00 утра автобусы привезли всех участников к храму Козанджи, где должна была проходить поминальная церемония. Почетные гости и официальные лица сидели внутри Храма. Звучала соответствующая этому мероприятию музыка. Вокруг Храма собрались участники 10-го МКА. По окончании церемонии всем участникам Конгресса было предложено воскурить благовония. Перед Храмом установили стол с небольшими чашами с 2 отсеками. Из левых половин уже шел дым, а в правых лежали частички благовоний. Каждый участник должен был взять щепотку из правой части чаши, поднести ее ко лбу, положить в левую часть, сложить руки ладонями друг к другу, сделать поклон в сторону портрета О-Сенсея, установленному перед Храмом. После чего проследовать дальше, уступив место другим участникам. После воскурения благовоний все участники 10-МКА посетили могилу О-Сенсея, находящуюся рядом с Храмом. Семинар открывал преподаватель Хомбу Додзе Сэки Шоджи. Тренировка была неспешной, одночасовой. Сэки-сенсей больше показывал, чем объяснял. Следующую тренировку вел австралийский сенсей Тони Смайберт (Smibert). Также один час.

3 ДЕНЬ


Кристиан Тисье
Третий день начался с часовой тренировки Кристиана Тисье. После небольшой, но динамичной разминки Кристиан уже в центре зала в свойственной ему манере предложил, что раз все собравшиеся — опытные, продвинутые айкидоки, то давайте начнем с базы. И мы начали с «первого контроля». Мы делали первый контроль в динамике с поворотом на 90° или же оставляли свою руку в руке партнера, поворачиваясь к нему спиной, вынуждая партнера идти за собой. После первого контроля были «ике ура», «котегаеши». Кристиан буквально расшевелил всех своей динамичной техникой, зажег людей, дал заряд бодрости на целый тренировочный день. Ребята стали активно двигаться, делать высокие страховки. Час пролетел незаметно и настала пора заканчивать. Тисье выглядел немного разочарованным, потому как, делая технику, со всеми вошел во вкус. Но надо было уступать место другому сенсею.
Фукакуса-сенсей
Фукакуса Мотохиро приехал из Тайланда. Мы начали тренировку сразу с техники без разминки. Уже разогретые тренировкой Тисье, ребята работали в том же динамичном темпе, заданном Кристианом, хотя техника, которую показывал Фукакуса-сенсей не требовала больших передвижений. Он с кажущейся легкостью делал все на месте, чего не всем удавалось повторить. Мы же продолжали также активно работать, как и на прошлой тренировке, добавив в показанную технику динамики.
Ямада-сенсей
Ямада-сенсей провел две спаренных вечерних тренировки. Первая тренировка началась с дыхательных упражнений. Дальше вместо разминки стали делать «кататэ-дори тенчинаги». Он двигался мало, в основном используя массу своего тела, руки и безусловно «ки». Занимающиеся пытались повторить то, что он показывал, но невсегда успешно. Кое-кто начинал работать в привычной им манере. Закончили первую тренировку техникой «кататэдори-нике». Технику делали в движении, но не слишком амплитудном, т.е. было похоже на нечно среднее между статикой и динамикой. На второй тренировке делали технику от кататэдори-менучи (ике, котегаеши, шихонаги), потом разделились на группы и закончили в джиуваза. Под конец тренировки многие устали и сидели среди сумок у стен, наблюдая как работают остальные.

4 ДЕНЬ


Ясуно-сенсей
Четвертый день Конгресса открывал профессор Хомбу Додзе Ясуно Масатоши. Его тренировка коренным образом отличалась от всех предыдущих и последующих, поскольку занятия больше походили на лекцию, чем на спорт. Но слушать его было не менее инетересно, чем смотреть и тренироваться. Поэтому из 60 отведенных на его тренировку минут мы тренировались самое большее 20. Тренировка началась с того, что Ясуно-сенсей показал ряд техник «кокю/сукумен» от захвата кататэ-дори, потом то же самое с танто, дзе, боккеном. В ходе своей тренировки-лекции он пытался донести до участников мысль о том, что надо развивать разум, душу и тело, а техники кокю как раз способствуют этому. Тело должно быть расслаблено, но захват партнера оставаться хорошим, чтобы почувствовать и правильно сделать упражнение кокю. Контролируя дыхание, мы сможем контролировать себя и своего партнера. Более того это также приносит оздоровление организму.
Сугано-сенсей
Сеиичи Сугано прилетел из Нью-Йорка. Свою тренировку он начал с дыхательных упражнений, в т.ч. с икю-кокю. Несколько минут и пошла техника шоменучи-сукумен, шихонаге, шихонаге с заломом руки и с опорой на плечо, ириминаге, катате рете-дори сукумен. Сугано-сенсей делал всю технику без особого напряжения, неспешно, с минимальным количеством перемещений.
Тамура-сенсей
Тамура Нобуеши прилетел из Франции. Свою тренировку Тамура-сенсей также начал с дыхательных упражнений, которые мы делали в течение 20 минут, а потом еще 20 минут разминки. И только после все этого Тамура-сенсей начал показывать технику. При этом как и все предыдущие сенсеи он делал минимальное количество перемещений. Несмотря на то, что на вид ему было никак не меньше 80 лет, в его руках чувствовалась сила, а в теле спокойствие и уверенность. Так что когда он брал ассистировать больших парней и просил их выполнить прием, который он только что показал, никто не мог ничего на нем сделать. Тамура-сенсей находил контрприем, и парнер гулко падал на татами. Все были так увлечены тренировкой, что не заметили как прошло более двух часов времени. В конце тренировки как обычно кокюхо и упражнение на растяжку мышц спины. И даже тут Тамура-сенсей показал как надо правильно «тянуть» партнера. Несмотря на свой возраст, он продемонстрировал мощную технику, от которой падали крупные и внешне сильные партнеры, а на разминке вместе со всеми он делал мае и уширо укеми. На татами также присутствовал Ямада-сенсей. Тамура-сенсей с сожалением отметил, что из-за ограниченности во времени, он очень хотел бы поработать с каждым сидящим на татами. Позднее такая возможность представилась. В конце четвертого дня Конгресса нам предложили прослушать лекцию о жизни М.Уесибы на тему «Душа айкидо. Жизнь Морихея Уесибы». Лекция сопровождалась слайдами и переводом.

5 ДЕНЬ


Йокота-сенсей
Тренировка с Йокотой Йошиаки — профессором Хомбу додзе - была динамичной, мощной и с объяснениями. В отличие от предыдущих сенсеев Йокота-сенсей объяснял все детали: куда должна идти рука, куда нога, каково должно быть положение тела, входы, углы, направления. Мы делали все техники в динамике, впервые на семинаре немного поработали в сувари-ваза. В своих объяснениях Йокота-сенсей делал акцент на то, что нужно двигаться естественно, и тогда партнер будет также естественно двигаться за вами. Можно делать технику медленно, даже броски. И это также будет способствовать росту в айкидо. В общем, он сделал хороший задел на целый тренировочный день, дал заряд бодрости.
Суганума-сенсей
Началась тренировка с дыхательных упражнений, затем разминка. Тренировка была похожа на предыдущие, даже еще раз сделали никке от анхайми-кататэдори, но чуть-чуть в другом исполнении — с большим поднятием руки партнера. На тренировке Суганума-сенсей также говорил о необходимости двигаться естественно.
Исояма-сенсей
Тренировка Исоямы-сенсея была насыщена интересной информацией. Он много рассказал об айкидо, точнее атрибутах, связанных с айкидо, поведением в додзе. Прежде всего Исояма-сенсей уточнил, что он начал заниматься 60 лет назад у О-Сенсея. И его тогда учили, что если на тренировке ты не получил травму, то тренировка прошла за зря, это была не тренировка. Позднее, признался Исояма-сенсей, он пересмотрел такой способ практикования айкидо. И теперь всем и каждому рекомендует тренироваться так, чтобы травм не было. Если вокруг много людей, и не получается уложить партнера на татами, класть партнера необязательно. Нужно тренироваться так, чтобы и в старости можно было тренироваться. Каждый тренируется в меру своих возможностей. Соответственно, будь то женщины, дети или старики, у них у каждого свой ритм тренировок. Чтобы техника работала, она должна быть правильной. Чтобы добиться правильной техники, нужно, чтобы захват партнера, его атака были правильными, а у того, кто выполняет технику, должны быть правильная позиция, правильные движения, правильная стойка. Правильная стойка и правильная позиция могут получиться, если только айкидока правильно использует свой центр. Исояма-сенсей также разъяснил правила поведения в додзе: если занимающийся устал и хочет отдохнуть, он может сесть вне татами, но не на стул или скамью, а в сейдзя. Однако пить воду, поправлять хакаму или доги нужно за пределами додзе. Перед тренировкой надо снимать с себя все украшения, даже обручальные кольца. Затем Исояма-сенсей рассказал о хакаме, ее завязках, складках и их значении. Концы завязок, сказал Сенсей, если они длинные, не должны болтаться, а должны быть убраны. И показал на себе, на примере своей хакамы, завязав концы бантиком. Кроме этого он также сделал замечание айкидокам, сидящим спиной к О-Сенсею. Именно поэтому, когда технику объясняют и показывают в центре зала, все образуют не круг вокруг сенсея, а латинскую букву «U» или подкову. Исояма-сенсей посетовал на то, что ему не раз приходилось выслушивать «упреки» в адрес айкидо прежде всего от людей, занимающихся ударной техникой, что в айкидо нет ни «киай», ни стоек «гамае», ни соревнований. Гамае в айкидо есть, просто айкидоки не держат руки перед собой, оно у них в голове, внутри. Если в айкидо не проводятся соревнования, это не значит, что их нет. А что касается «киай», то, если айкидока хочет и чувствует, что ту или иную технику надо сделать с криком «киай», то он может работать с «киай». В подтверждении своих слов Исояма-сенсей рассказал историю про то, как однажды, занимаясь со своими учениками в додзе и делая одну из техник, О-Сенсей крикнул «киай». Двери в Японии раньше представляли собой деревянную решетку, а в квадраты вместо стекл вставляли бумагу. В одном из квадратов бумага была порвана и образовалась дыра. Когда О-Сенсей крикнул «киай» со всей силой и мощью, то края оторванной бумаги в двери зашелестели. В конце тренировки, когда все как обычно сели в несколько рядов, Исояма-сенсей подошел поближе и сказал, что между рядами почти нет места. Это неправильно. Для поклона должно быть достаточно места впереди, чтобы не стукаться головой о спину или другие части тела впереди сидящего партнера.

6 ДЕНЬ


Эндо-сенсей
Все, что говорил и показывал на тренировке Эндо-сенсей, можно свести к двум моментам: спокойствие ума и умение держать контакт. Тренировка началась с дыхательных упражнений и короткой разминки. Показывая дыхательные упражнения, Эндо-сенсей сравнил их с занятиями кюдо (японской стрельбой из лука). Дело в том, что то, как мы использовали руки, выполняя дыхательные упражнения, было похоже на технику кюдо. Но в кюдо нет техники, заметил Эндо-сенсей. Натянул тетиву — выстрелил. И все же это будо. Потому что там, как и в айкидо, присутствует спокойствие духа. Затем мы начали работать на контакт. К сожалению, держать контакт оказалось более трудным делом, чем выполнять технику. Не у всех ребят получалось. Эндо-сенсей также, как и Исояма-сенсей, в конце тренировки обратил вимание на то, как сидят айкидоки. При поклоне должно быть небольшое расстояние не только между рядами, но и между самими участниками, сидящими в одном ряду. Эндо-сенсей выразил большую радость и благодарность всем, кто пришел на его тренировку. И зал ответил громким «аригато гозай машита» и продолжительными апплодисментами. На тренировке на зрительских трибунах присутствовал Кристиан Тисье.
Асай-сенсей
Асай-сенсей прилетел из Германии, где он преподает с 1962 года. Начал заниматься айкидо в 1955 году у О-Сенсея, когда тому было 72 года. На тренировке Асая-сенсея мы впервые делали технику от уширо-кататэдори. После того, как Асай-сенсей показал в центре «ириминаге» от выше упомянутого захвата, и ребята стали делать ее самостоятельно, Асай-сенсей резко остановил процесс, собрал всех в центре и спросил, видели ли мы статую М.Уесибы в парке г.Танабе. Позиция поднятых им рук как раз показывает, как надо делать «ириминаге». Далее он подчеркнул, что технику надо делать так, чтобы энергия одного партнера соединялась с энергией другого партнера, т.е. партнер, на котором делают технику, не должен стоять в неудобной изогнутой позе, потому что тот, кто делает технику, ничему не научится. На тренировках, учил Асай-сенсей, должна присутствовать как «мягкая» техника, так и «жесткая». Начинать надо с мягкой, затем переходить к жесткой, а потом к динамике.
Тада-сенсей
Тада-сенсей на практике в полной мере продемонстрировал то, что говорил предыдущий сенсей о поэтапной тренировке. Тренировка началась с дыхательных упражнений, которые мы выполняли в течение 35 минут. Среди упражнений было и такое: описать обеими руками круги сначала в одну сторону, потом в другую. Для понимания и ясности Тада-сенсей сравнил это упражнение с мытьем стекл. Потом он взял боккен и проделал то же самое с боккеном в одной руке. Тада-сенсей показал «первый контроль» на 5 сторон, под 2 последними понимались направления: под 45? вверх и параллельно татами. Затем мы начали делать икке омоте и ура, а также шихонаге с тем же чувством, с каким мы «мыли стекла». Тада-сенсей во время своей тренировки много объяснял, пытаясь донести до айкидок важность движений по кругу. В додзе вместе со всеми занимался Тамура-сенсей. Поскольку мы работали в группах, то в его группе было больше всего людей — каждый хотел поработать с ним. Вначале Тамура-сенсей работал большей частью в своей группе в качестве уке, но когда у какого-нибудь айкидоки не получалось сделать технику (а это происходило в 99 случаях из 100), то он показывал на «неудачнике» как надо делать правильно. Всем же остальным приходилось дожидаться своей очереди, сидя в сейдзя. Некоторым повезло поработать с ним, некоторым нет.

7 ДЕНЬ


Показательные выступления
Седьмой день целиком и полностью был посвящен показательным выступлениям, которые проходили в святыне Кумано Хонгу Тайша, расположенной почти в центре полуострова Кии. Всех участников как всегда организованно отвезли туда на автобусах. Показательные выступления начались не сразу. Им предшествовала официальная часть: чтение молитв и церемония возложения цветов к святыне, находящейся здесь же — напротив установленного подиума, обращение мэра Танабе г-на Мицутоши Манаго с приветственными словами к участниками и гостям 10-го МКА, выступления председателя Конгресса г-на Питера Голдсбери, главного духовного лица святыни Кумано Хонгу Тайша г-на Куки Иетаки, а также Дошу Моритеру Уесибы. Честь первыми показать свое мастерство в айкидо выпала представителям Хомбу додзе, а также японских школ, расположенных в провинции Канзай, в целом, и в префектуре Вакаяма, в частности. Затем в алфавитном порядке начали выступать представители иностранных государств. Каждому давалось на выступление от 2 до 3 минут, поскольку на все мероприятие организаторами отводилось полтора часа. В заключении свое айкидо продемонстрировал Дошу. Выступление он начал с короткой вступительной речи. А дальше... Лес замер. Наступила такая тишина, что было только слышно как падают на татами партнеры Дошу и стрекочат цикады. И уже освещенный в ночи подиум осветился еще больше вспышками фотоаппаратов. Зрители, затаив дыхание, смотрели выступление Дошу, боясь пропустить хотя бы момент. Во время своего почти семиминутного выступления Дошу попытался показать айкидо во всей его красе и многообразии. Тут были техники и в сувари-ваза, и в тачи-ваза, и в уширо-ваза от шоменучи, екоменучи, ката-дори, кататэ-дори, кататэ-рете-дори. Техники против джо и боккена. Работа против двух партнеров, рандори. По окончании выступления зрители взорвались апплодисментами. Показательные выступления закончились легким банкетом в «японском» стиле, на котором можно было пообщаться со всеми участниками, даже с уважаемыми сенсеями, с Дошу, сфотографироваться с ними.

8 ДЕНЬ


Это был заключительный день тренировок в рамках 10-го Международного Конгресса по Айкидо, поскольку на следующий день все участники должны были разъехаться. Тренировка началась с приветственных слов: Дошу, председателя 10-го МКА, мэра Танабе, других официальных лиц. В целом официальная часть заняла не более 10 минут. Дальше пошла непосредственно тренировка. Несмотря на 4 дополнительных ряда татами, первому ряду занимающихся пришлось сесть буквально перед портретом О-Сенсея, остальные ряды растянулись до самых дверей. Еще ранее нас предупреждали, что на татами ожидается 1200-1300 участников. Дошу показывал технику в тесном, в прямом смысле слова, кругу, который образовали айкидоки. Возможность повторить то, что показывал Дошу, почти не было - так было тесно. Поэтому все работали медленно и очень аккуратно. Многие из занимающихся даже оставили татами и поднялись на трибуны к зрителям. На татами вместе со всеми тренировались Кристиан Тисье, Тамура-сенсей, Сугано-сенсей, Суганумо-сенсей. Под конец тренировки Дошу все больше демонстрировал технику в центре, чтобы зрители хотя бы визуально запомнили движения. Периодически он просил ребят, сидящих в первых рядах, отодвинуться, чтобы его партнеры могли без проблем делать высокие страховки. Но двигаться было некуда. Последние ряды были чуть ли не прижаты к стенам. Тренировка закончилась пораньше, чтобы оставшееся время Дошу, председатель 10-го МКА и руководитель Ниппон Будо могли выразить благодарность всем принявшим участие в 10-м МКА. В своей речи Дошу сказал, что в настоящее время во всем мире айкидо занимается по меньшей мере 1 млн 600 тыся человек. И добавил, что айкидо — это не только спорт, это еще и совершенствование своего внутреннего мира. Он выразил надежду, что все те, кто присутствовал на Конгрессе, привезут в свои страны то, что они увидели, поняли и пережили и в таком же ключе будут воспитывать будущие поколения занимающихся айкидо. В период Конгресса в г.Танабе была организована бесплатная выставка, посвященная Морихею Уесибе, его жизни, созданию и развитию айкидо. На выставке было представлено много фотографий, ряд вещей, принадлежавших О-Сенсею, а также демонстрировалась видеозапись некоторых техник айкидо в его исполнении.

Дневник предоставлен Еленой Павленко (1- дан айкидо Айкикай)

Вернуться к списку статей.

Телефон: +7 (985) 768-98-15. При публикации материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Электронная почта: info@aikido-russia.ru © Айкидо клуб «Гакумон Додзё». Дизайн — Greydesign