English version   
официальный сайт
Мицуги Саотомэ. История Основателя.


Подробное описание истории айкидо и его Основателя заняло бы много томов. Его невозможно втиснуть в ог раниченный объем этой книги. Но я уверен, что даже краткая история очень поможет читателю в понимании этого искусства. Своим рождением айкидо обязано полной событиями жизни Морихэя Уэсибы. Оно выкристаллизовалось в результате его интенсивных духовных занятий и явилось творческим выражением его упорного и непрекращающегося поиска истины. Это живое свидетельство того, как благодаря ревностному служению и почтительности, поднимающим жизнь человека на более высокие уровни сознания, дарящие великое вдохновение, которое заставляет человека встать выше себялюбия. Эгоистичные агрессивные инстинкты преобразуются в любовь и уважение к человечеству и к обществу — в универсальную божественную любовь, которую О Сэнсэй назвал «любовью Ками», Бога.

Самурай.
Всю свою жизнь Основатель прожил как истинный самурай в духе старинной японской традиции. Он олицетворял состояние единства с космическими силами, что на протяжении всей истории Японии служило духовным идеалом боевых искусств. Его имя вписано золотыми буквами в историю будо. Пути воина, как имя одного из тех, кто довел свой идеал до его полнейшего завершения и работал на благо человечества и всего земного шара.

Морихэй Уэсиба пришел в этот мир 14 декабря 1883 года в районе Мотомати японского города Танабе, в префектуре Вакаяма. Он был четвертым ребенком Юроку и Юки Уэсиба. Это был хрупкий и чувствительный мальчик, детство его было омрачено болезнями. Он часто грезил наяву, представляя себя участником волшебных историй о великом буддийском учителе Кобо Дайми из соседней области Кумано.
В семь лет он начал изучать основы китайских классиков в частной школе буддийской секты Сингон. Он очень глубоко для мальчика своих лет изучалпредмет и проявил небывалый интерес к медитациям, заклинаниям и молитвам этой эзотерической секты. Озабоченный слишком ментальными увлечениями юного Морихэя, его отец, сильный и решительный человек, стал поощрять мальчика к дисциплине и укреплению тела с помощью борьбы сумои плавания.
Затем молодой Уэсиба получил прекрасное образование в начальной школе в Танабэ. Он развил утонченный дух, а его тело стало здоровым и сильным. Когда он учился в средней школе (для учащихся от тринадцати до семнадцати лет), он брал частные уроки по использованию абака*. Не прошло и года, как он так преуспел в этом, что стал помощником преподавателя школы абака.

Весной 1901 года Уэсиба переехал в Токио и основал компанию Уэсиба, магазин канцелярских товаров, достаточно большой, чтобы в нем работали несколько продавцов. Тем временем в нем проснулся настойчивый интерес к будо, и, находясь в Токио, он брал уроки корю дзюцу (борьбе без применения оружия) в Школе Кито и кэндзюцу (фехтование на мечах) в Школе Синка-ге. Но в его жизнь опять вошла болезнь, и поручив бизнес своим служащим, он вернулся домой в Танабе на поправку. После выздоровления Уэсиба женится на Хацу Итокава, с которой был знаком с детства. Глубокое чувство социальной ответственности, внушенное его отцом, усилилось в предвкушении ответственности за свою семью. Будучи убежденным, что перемены возможны только в результате актив ных действий, Уэсиба стал принимать участие во многих социальных реформах. Когда был утвержден новый закон о рыбной ловле, благоприятствующий крупным коммерческим рыболовецким флотилиям, на мелких рыбаков округа, где жил Уэсиба» обрушились непомерные трудности. Решив бороться против этого закона, он присоединился к кампании за его пересмотр и принял участие в демонстрации протеста в небольшой рыбацкой деревне в Изо. С его помощью проблема была решена, и он приобрел известность.

В возрасте двадцати лет Уэсиба добровольно вступил в армию и служил в Осаке, в тридцать седьмом полку четвертой дивизии. Его честность и трудолюбие, наряду с его необыкно­венным мастерством, быстро привлекли внимание начальства. В нем быстро определили лучшего в полку мастера штыкового боя, причем он использовал свою технику настолько быстро и четко, что даже самые внимательные судьи не могли обнаружить, как получалось, что любой противник мгновенно спасался бегством. Во время русско-японской войны рассказы возвращавшихся с поля битвы товарищей Уэсибы о его небывалом мужестве превратили его в живую легенду, и среди военных его уважительно называли «Солдатом Ками». Признавая его талант и его способности стать в будущем генералом, начальство настаивало, чтобы он отправился в школу для офицеров, но, в связи с ситуацией дома, Уэсиба после четырех лет службы вынужден был уйти из армии. Он привез с собой сертификат школы штыкового боя Ягю, полученный в результате занятий, которым он посвятил свое свободное время, а также восхищение и уважение всех. кто с ним служил. Вернувшись в Танабе, он отдает свои умения и энергию работе на благо общества. Благодаря своей честности и преданности он быстро приобрел популярность среди населения.

В 1912 году японское правительство объявило о начале Хоккайдского Проекта, поощряя людей селиться на этом самом северном, необжитом острове. Для благосостояния нации необходимо было дополнительное жизненное пространство и новые земли для фермерских хозяйств, к тому же русские проявляли интерес к стратегическому положению этого острова. Судьба опять бросала Уэсибе вызов — его ждала полная опасностей перспектива новой жизни и служения Японии. В возрасте двадцати девяти лет он собирает восемьдесят человек из пятидесяти четырех местных хозяйств, и они все вместе отправляются на Хоккайдо, в деревню Сиратаки округа Монбэцу.
Промерзшая земля была суровой и негостеприимной, она не желала поддаваться усилиям новых поселенцев. На них обрушивались штормы и обильные снегопады, делая невозможными работы по благоустройству территории. Они пытались расчистить землю для земледелия, но ледяные дожди загоняли их назад в сооруженные наспех укрытия. Продвижение вперед было медленным, а цена, которую им приходилось платить своим временем и страданиями, высокой. Первые два года принесли бедные урожаи и множество трудностей. Люди падали духом, но Уэсиба поддерживал их своим оптимизмом и неустанным тяжелым трудом в колонии, решительно выискивая все новые средства из любого возможного источника.Через два года земля принесла долгожданный урожай, и люди начали верить, что здесь можно поселиться навсегда. Все, за что бы они ни брались, — выращивание мяты для получения мятного масла, рубка, распиловка и продажа леса, разведение лошадей и молочного скота — все основывалось на планах Уэсибы и оказывалось важным фактором в развитии Сиратаки. В деревне началась новая жизнь. Люди стали называть Уэсибу «Властителем Сиратаки» и, когда у них возникали проблемы, шли к нему за советом и поддержкой. Он был членом поселкового совета и содействовал разработке полезных ископаемых.
В 1915 году он встретился с Сокаку Такэдой, мастером дайто-рю-дзюцу, который случайно оказался в их краях. На Уэсибу произвела большое впечатление техника Такэды, и он продолжил свой поиск в будо изучением дайто-рю.
В ноябре тридцатишестилетний Уэсиба получил известие, что его отец находится в критическом состоянии. Покинув Хоккайдо, он оставляет все свои владения Мастеру Такэде в благодарность за все, чему тот его научил. Но по дороге в Танабэ его внимание было привлечено рассказами о человеке по имени Ванисабуро Дэгучи из новой секты Синто, известной как Омото-ке. Дэгучи был мастером духовной практики, которая носила название чин кон кисин. Путь общения с Божественным Духом Ками с помощью сконцентрированной медитации. Надеясь на чудо, Уэсиба заехал в Аябэ, близ Киото, чтобы попросить вознести молитвы за то, чтобы его отец поправился.
Вернувшись в Танабе, он узнает о кончине отца. Глубоко опечаленный, он все больше и больше времени стал проводить в молитвах и медитации. Вскоре мысли Уэсибы вернулись к доброте Дэгучи и его революционному подходу к традиционным духовным учениям. Он перевозит свою семью в Лябэ и принимает участие в религиозной жизни Омото-кё. Дэгучи любил и уважал Уэсибу и наделил его большой властью и ответственностью. Дэгучи говорил ему: «Ты должен сделать будо своей жизнью. Ты обладаешь силой сдвигать горы. Так делай это!»

Следуя его совету. Основатель открыл школу боевых искусств — «Школу Уэсибы». Он учил главным образом тех, кто имел какое-то отношение к Омото-кё, но его слава мастера боевых искусств очень быстро распространилась среди остальных. Он очистили обработал участок земли рядом с основным залом Омото-кё, вел независимую жизнь фермера и воплощал в жизнь свою идею о непременном единстве будо и фермерства. Ключевым моментом в его поисках истинного духа будо стало изучение котодамл, духовных функций, которые выполняют звуковые колебания, и постепенно он приходит к объединению духа, разума и тела.
В 1923 году Основатель официально называет свое искусство Айки Будзюцу. Лики Будзюцу — это буквально вливание духа в классические движения боевыхискусств. Дзюцу — это техника, в отличие от которой до означает путь или метод.

В следующем году он сопровождал Дэгучи в его поездке в Маньчжурию, где они искали место, которое можно было бы использовать для создания духовного центра для «всемирного объединения людей пяти рас и цветов кожи». В основу такого объединения было положено представление Омото-кё о том, что все учения развились из одного духовного источника. По пути экспедицию ждало множество напряженных встреч с вооруженными бандитами и профессиональными солдатами. К тому времени Основатель достиг такого уровня духовного развития, что, когда в него стреляли, он ощущал агрессию в виде маленькой точки света, которая появлялась непосредственно перед вылетом пули. Он так описывает свои ощущения: «Прежде чем противник нажимал спусковой крючок, его намерение убить приобретало форму шарика духовного света и летело ко мне. Если я ускользал от этого шарика света, никакая пуля не могла меня настичь».

В 1925 году. вернувшись в Японию, Основатель вновь занялся искусством фехтования на мечах. Он работал день и ночь, используя свои собственные уникальные методы физической тренировки и духовного очищения, и по мере достижения более высоких уровней в своей практике искусства боя он развил почти сверхчеловеческие способности. В кульминационный период особенно интенсивной тренировки, в процессе медитативно-очистительной практики, он пришел к тому, что искал всю свою жизнь. В тот момент, когда дух Вселенной окутал его тело мерцающим золотым светом» он постиг сущность ки (универсальной жизненной силы). Он глубоко осознал процессы Вселенной и теперь знал, что источником будо является дух, который защищает все вокруг. «Будо — это не поражение противника за счет своей силы, — говорил он, — и это не инструмент, который приведет мир к разрушению с помощью оружия. Следовать истинному будо — значит принять дух Вселенной, поддерживать мир на Земле и правильно создавать, защищать и развивать все, что существует в природе».
Он посвятил себя дальнейшему изучению и утверждению этого нового Пути будо, и слава об удивительном искусстве Морихэя Уэсибы быстро распространилась по всей Японии среди приверженцев истинного будо. Он ездил по стране, обучая айкидо. Люди всех профессий обращались к нему за советом.
В 1930 году, благодаря поддержке многих сторонников, ему удалось расширить временные тренировочные помещения, включив площадь с матами размером более 1400 квадратных футов. Этот тренировочный зал был назван Додзё кобукан и находился он в районе Вакамацу в Синдзюку (Токио). (Додзё — это место, где изучается Путь; кобуканговорит о поиске истины с помощью выхода за пределы обычного человеческого сознания.) В этот же год додзё посетил основатель Кодокан дзю до, Дзигоро Кано. Познакомившись с высшим искусством Мастера Уэсибы, он сказал: «Это мой идеал в будо», и прислал для обучения двух своих учеников. В Школу Уэсибы стали приходить многие молодые дзюдоисты. Одним из них был Кэндзи Томики, руководитель клуба дзюдо университета в Васэде. Потом Томики создал новую ветвь айкидо, стиль айки-дзюцу который включал соревнования. Тогда же учеником Основателя стал Годэо Сиода, в настоящее время глава-основатель Йосинкан Айкидо.

Обычному человеку нелегко было попасть в додзё. Учеником мог стать только тот, кто имел рекомендации двух заслуживающих доверия поручителей. Практика была настолько напряженной и безжалостной, что додзё заслужило название «Адского додзё». Школу Уэсибы посещали многие известные люди, военные, члены правительства, крупные бизнесмены, представители министерства образования, художники. Благодаря этим контактам Основатель обучал полицейских чинов и тех, кто был связан с императорским двором. В 1932 году Мастер Уэсиба был полностью занят обучением и демонстрацией своего искусства. Филиалы додзё были созданы в других районах Токио, а также в Осаке и Киото. Айки до быстро распространилось по всей стране.
В 1942 году, когда война набирала силу, Уэсиба был сильно обеспокоен несоответствием между его представлениями о мировом сотрудничестве и действительным положением вещей. Вместе со своей женой Хацу он отправился в городок Ивама в префектуре Ибараки и еще раз занялся расчисткой земли для ее возделывания. Здесь он построил додзё на открытом воздухе и Храм айки, который должен был служить духовным убежищем. Основатель рассказывал, что в то время он сказал: «Среди военных появляется все больше и больше людей, безответственных и неразборчивых в применении своей силы. Они забывают о том, как важно помогать людям, облегчать их страдания. Скопище глупцов, они ходят с напыщенным видом, демонстрируя свою жестокость, свою ограниченность и бессмысленное уничтожение жизни. Какой идиотизм идти против природы, против Воли Ками!».

«Путь будо заключается в том, что бы влить новую жизнь в изначальную универсальную жизненную силу, которая дает рождение всему. Для истинного будо важны гармония, любовь и обходительность, но тех, кто сегодня стоит у власти, интересует только игра с оружием. Они искажают будо, представляя его как орудие борьбы за власть, жестокости и разрушения, и для этой цели они хотят использовать меня. Я устал от их глупости. Я не собираюсь позволять им превратить меня в свое орудие. Я не вижу другого пути, как уйти от мира».

Основатель строго придерживался своих убеждений и учил всех, кто хотел слушать: «Путь будо в поиске союза будо с занятием сельским хозяйством. Важно действительно осуществить на практике создание жизненной силы с помощью Такэмусю айкш. Во время и после Второй мировой войны Основатель посвятил всего себя сельскому хозяйству и поискам совершенства в соответствии с идеалами Та кэмусю айки. В его сердце постоянно жила вера, что путь будо — это путь сострадания, что задача истинного самурая — обеспечить мир и защиту жизни на Земле. Исполненный печали за страдания и разрушения, которые принесла война, он много часов проводил в молитвах. Мастер Уэсиба достиг уровня духовного осознания, который был доступен очень немногим, но, несмотря на это, он продолжал свои поиски силы, которую несет истина. Не имея фактически никаких доходов, он жил в крайней бедности, продолжая тренировать тело и дух и обрабатывать землю.
В 1948 году Япония после хаоса, рожденного войной, опять встала на ноги. До этого времени Генеральный штаб американской оккупационной армии запрещал любое обучение будо. Но поскольку айкидо делало упор на мир и поиски истины, оно продолжало играть активную роль в обществе. Додзё вместо Кобукан додзё было названо по имени Основателя Айкикаи и его возглавил сын Основателя Киссёмару Уэсиба. Опять возобновилась его активная работа, и учение айкидо стало быстро распространяться среди населения. Основатель, которого теперь уважительно называли О Сэнсэй (Великий Учитель), продолжал жить в Иваме руководя жизнью будо и занимаясь земледелием и продолжая в то же время постоянно тренироваться и молиться за мир во всем мире. Время от времени он по приглашению своих учеников приезжал в Токио, где читал лекции опринципах айкидо и обучал его техникам.
В 1959 году, когда публичное признание айкидо приобрело силу, слава О Сэнсэя распространилась по всей Японии и за ее пределами. Число людей, приходящих в додзе за наставлениями, значительно возросло, и некоторые из ведущих учеников начали принимать активное участие в распространении его учения за границей. Все, кто даже на короткое время соприкасался с О Сэнсэем, чувствовали, как его благородство и сила духа очищают их сердца, а сияющая чистота его сострадания и заботы заставляла нас всех испытывать глубокий стыд за ту эгоистичную агрессивность, которую мы обнаруживали в себе.
В то время Япония устремилась к экономическому и материальному благополучию, но находилось и множество людей, избравших путь бедности, чтобы донести до общественности практику айкидо О Сэнсэя, живую молитву за гармонию, мир и любовь, не имевшую себе равных на протяжении всей истории будо. Среди них Кисабуро Осава, Сигэнобу Окумара, Хироси Тада и Садатэру Арикава, каждый из которых теперь назывался шиханом — старшим инструктором айкидо. Они самозабвенно трудились за сценой основного додзё в Токио, помогая Киссемару Уэсибе. Особо следует отметить Сэйго Ямагучи, который отказался от многообещающей карьеры и жил в бедности, чтобы помогать распространению айкидо, шихана Морихиро Сайто, важной функцией которого была забота об О Сэнсэе в Иваме, и Коичи Тохэя, который первый начал обучать айкидо в Соединенных Штатах. Многие шиханы потратили массу времени и усилий на то, чтобы открыть филиалы додзё по всей Японии. Многие известные, богатые и влиятельные люди внесли большой вклад в развитие айкидо благодаря своему высокому общественному положению. Их помощь неоценима. Но мы не должны также забывать усилий тех безымянных тружеников, чья преданность помогла распространению света айкидо. Тысячи и тысячи практикующих, увлеченных учением О Сэнсэя, сделали все возможное для обеспечения и поддержки широкого распространения айкидо. О Сэнсэй никогда не делал различия между своими учениками и с каждым из нас был искренним до конца.

26 апреля 1969 года Великий Мастер Морихэй Уэсиба завершил свой земной путь. В этот же день японское правительство наградило его орденом Священного Сокровища, самой высокой наградой из множества других полученных им за основание и развитие айкидо.

По материалам книги «Айкидо и гармония в природе.»

Вернуться к списку статей.

Телефон: +7 (977) 412-44-38. При публикации материалов сайта ссылка на источник обязательна.
Электронная почта: club-edinoborstv@mail.ru © Айкидо клуб «Гакумон Додзё». Дизайн — Greydesign